Уважаемые граждане! Заявки на оказание услуг в сфере регистрации актов гражданского состояния можно подавать через Единый портал государственных услуг 

Таинство венчания

В наше время церковный брак лишен  гражданской юридической силы, поэтому венчают, как правило, супругов, уже Зарегистрировавших свой гражданский брак в загсе. Венчание совершается в церкви в присутствии родных и друзей новобрачных. Отсутствие родительского благословения на венчание при условии, что жених и невеста достигли брачного возраста и уже состоят в гражданском браке, не является препятствием для совершения таинства. Обряд может совершать только законно поставленный священник, не находящийся под каноническим запрещением.

Каждое браковенчание должно совершаться отдельно; одновременно венчание нескольких пар никогда не позволялось. Брак совершает один священник при помощи одного диакона.

Согласно каноническим правилам не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (святки). По благочестивому обычаю, не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном весели и развлечениях. Кроме того, в русской Православной Церкви венчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней – среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа) и Воздвижения Креста Господня (14 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем. Венчание рекомендуется совершать после литургии, по окончании которой жених и невеста причащаются Святых Таин.

 Препятствия к браку

Священник, прежде чем совершить венчание, обычно выясняет, нет ли церковно-канонических препятствий к заключению церковного брака между данными лицами. В первую очередь следует отметить, что Православная Церковь, хотя и считает гражданский брак лишенным благодати, фактически признает его и отнюдь  не считает его незаконным блудным сожительством. Однако условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский брак, зарегистрированный в загсе, может быть освящен в таинстве Брака.

Так, допускаемые гражданским законодательством четвертый и пятый браки Церковью не благословляются. Церковью не допускается вступление в брак более чем три раза, запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близком родстве. Церковь не благословляет брак, если один из брачащихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в церковь лишь по настоянию одного из супругов или родителей, если хотя бы один из супругов некрещен и не готов принять Крещение перед венчанием. Все эти обстоятельства выясняются при оформлении документов на венчание, и в перечисленных выше случаях в церковном бракосочетании отказывается.

Прежде всего нельзя венчать брак, если один из брачахся фактически состоит в браке с другим лицом. Гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке, а если предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый брак.

Препятствием к совершению браковенчания является также кровное родство жениха и невесты, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Различают кровное родство и «свойство», то есть родство между родственниками двух супругов. Кровное родство существует между лицами, имеющими общего предка: между родителями и детьми, дедом и внучкой, между двоюродными и троюродными братьями и сестрами, дядями и племянниками (двоюродными и троюродными) и т.д.

«Свойство» существует между лицами, не имеющими общего предка, а породнившимися через брак. В свойстве находятся родственники мужа с родственниками жены, родственники жены одного брата и родственники жены другого брата или родственники первой и второй жены одного мужчины. Достаточно близкая степень «свойства» желающих венчаться не позволяет Церкви благословить их брак.

Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемноком того же пола,  что и воспринятый (кумовство). Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник является данью традиции и, следовательно, нет канонических препятствий для заключения церковного брака между воспиемниками одного младенца. Строго говоря, по той же причине между крестным отцом и его крестницей также не существует духовного родства. Однако благочестивый обычай запрещает такие браки, поэтому во избежание соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея.

Разрешение архиерея требуется и для венчания православного с лицом другого христианского вероисповедания (католиком, баптистом). Безусловно не венчается брак, если хотя бы один из брачащихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм).

 О расторжении церковного брака

Право признания церковного брака несуществующим и разрешения вступать в новый церковный брак принадлежит только архиерею. На основании представляемого свидетельства загса о разводе епархиальный архиерей снимает прежнее благословение и дает разрешение на вступление в новый церковный брак, если конечно, к этому нет канонических препятствий. Епархиальное управление не производит никакого дознания о мотивах развода.

Последование обряда

Жених и невеста по окончании литургии встают в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках Крест и Евангелие. Перед священником выносят свечу. Крест и Евангелие он кладет на аналой, стоящий посреди храма.

Кольца, которыми будут обручаться брачащиеся, во время литургии находятся на правой стороне святого престола вблизи друг друга.

Священник, приблизившись к новоневестным с двумя зажженными свечами, трижды благословляет их иерейским благословением  и вручает им свечи.

Свет – это знак радости, огонь дает тепло, потому возжженные свечи означают радость встречи двух любящих людей. Одновременно это символ их чистоты и целомудрия. Свечи не даются, если оба новобрачных вступают в брак во второй (третий) раз. Полагается, чтобы свечи горели на протяжении всего последования таинства Брака, поэтому они должны быть достаточно большого размера.

Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обручение. Обряд начинается каждением перед венчающимися фимиамом и молитвою. После этого начинаются молитвословия Церкви о брачащихся.

Затем в знак отдания себя на всю жизнь друг другу, а Господу обоих неразделенным образом, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке жених и невеста трижды обмениваются кольцами при участии друга жениха или священника.

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно выходят на середину храма. Впереди них идет священник с кадильницей, указывая  этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый и розовый) перед аналоем, на котором лежат Крест, Евангелие и венцы, и им предлагается перед лицом всей церкви еще раз подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак  и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Теперь только, после заключения этого естественного брака начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью – чин венчания. Священник молит Господа о сохранении брака.

Теперь наступает главный момент таинства. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца.

В церковных правилах нет строгих указаний, должны ли венцы быть надеты на головы новобрачных или их должен держать шафер над их головами, стоя у них за спиной. Далее священник продолжает читать молитвы.

Приносится общая чаша с вином, над которой священник читает молитву. Осенив чашу крестным знамением, он дает ее жениху и невесте. Новобрачные попеременно (сначала жених, а потом невеста) в три приема испивают вино, уже соединенные во единого человека перед Господом.  Общая чаша – это общая судьба, с общими радостями, скорбями и утешениями и единая радость о Господе.

Когда новобрачные закончат пить, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх ее – своей рукой трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов и приветствует их и читает молитвы. По окончании новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери, затем они меняются местами и прикладываются соответственно – жених к иконе Божией Матери, а невеста – к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им Крест для целования и вручает им две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – образ Пресвятой Богородицы. Эти иконы близкие молодых приносят из дома или приобретают в храме в знак родительского благословения. Затем обычно провозглашается многолетие новобрачным, они сходят с солеи, и все присутствующие поздравляют их.

 О второбрачных

 На второй брак Церковь смотрит не одобрительно и допускает его лишь по снисхождению к немощам человеческим. Долгое время он вообще не получал церковного благословения. Появилось «Последование о второбрачных», сперва краткое и без возложения венцов, потом более похожее на обычное венчание.

Теперь оно отличается от обычного венчания двуми покаянными молитвами.

По чину второбрачных венчание совершается только в том случае, если и жених, и невеста вступают во второй (или третий) брак. Если же один из них вступает в брак впервые, совершается венчание по обычному чину.

 Дни, когда не совершается Браковенчание

  1. Вторник

  2. Четверг

  3. Суббота

  4. Великий пост (семь недель до пасхи)

  5. Петров пост (второй понедельник после Троицы – 12 июля)

  6. Успенский пост (14-27 августа)

  7. Рождественский пост (28 ноября – 7 января)

  8. Святки (7 – 20 января)

  9. Сырная седмица (одна неделя до начала Великого поста)

  10. Пасхальная неделя (Светлая седмица)

  11. 14 февраля (канун Сретения Господня)

  12. 6 апреля (канун Благовещения Пресвятой Богородицы)

  13. Канун  Вознесения Господня (39-й день после пасхи)

  14. Канун дня Святой Троицы (49-й день после пасхи)

  15. День Святой Троицы

  16. 10,11 сентября (канун и день Усекновения главы Иоанна Предтечи)

  17. 20 сентября (канун Рождества Пресвятой Богородицы)

  18. 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы)